Портфолио учеников.


Педагогическое портфолио ученика.

Ульвачева Светлана Сергеевна,  заместитель директора по ВР,
учитель начальных классов.
Шабогина Виктория Вячеславовна, учитель английского языка.
 
1. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.
 Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам образования.
2. Цели и задачи составления Портфолио.
2.1.Цель Портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Философия учебного портфолио предполагает:
 – смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
– основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен". 
2.3. Портфолио реализует  следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Структура и содержание Портфолио ученика.
3.1. Портфолио достижений ученика формируется из следующих разделов:
- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, фото ученика (по желанию);
- достижения учащихся;
В этот раздел входят сертифицированные индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).
Совокупность этих материалов должна давать  достаточно объективное, представление об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения.
-  творческие работы учащегося;
Раздел включает в себя выборку детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.
Примерами такого рода работ могут быть: рисунки детей, фото продуктов собственного творчества, иллюстрированные «авторские» работы учащихся , дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых работ по отдельным предметам.
Остальные работы должны демонстрировать  нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
- результаты деятельности учащихся.
Для удобства заполнения данного раздела используем следующие таблицы
Участие в олимпиадах. Ребенок записывает предмет, класс, отмечает знаком «+» уровень олимпиады (Школьный, муниципальный, региональный, федеральный, международный) и результат участие, если имеет.
В таблицу  « Участие в конкурсах и проектах учащийся вписывает название конкурса или проекта, фиксирует знаком «+» уровень данного конкурса и результат участия».
В следующую таблицу вносятся данные о посещение кружков и секций как на базе школы, так и вне школы. Фиксируются класс и дни посещения. В конце года записывают достижения.
В таблицу « Успеваемость записывается средний балл по четвертям, а так же  годовой».
Школьные праздники, классные мероприятия вносятся в таблицу
 « Участие в жизни класса и школы».
3.5. «Портфолио»   включает:
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы ,  листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут классные руководители, учителя-предметники, школьный психолог  и другие непосредственные участники образовательного процесса;
- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности  (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
- анализ самим  школьником  своей деятельности.
4. Порядок формирования Портфолио
4.1. Портфолио ученика является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
4.2. Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
4.3. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей, администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.
4.4. Портфолио хранится в классном кабинете в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение Портфолио выдается на руки родителям  вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
4.5. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя - предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители.
4.6. При оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность представленных материалов, наглядность.
4.7. Учащийся имеет право включать в Портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
4.8. Классный руководитель:
- Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;
- Обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями;
- Оформляет итоговые документы.
 4.9. Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:
- Пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
4.9. Администрация  школы:
- Организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио  как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;
5. Презентация Портфолио учащихся.
Учащийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.
Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.
На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.

9 комментариев:

  1. Кадменская Н.В. МБОУ СОШ №88 с УИОП г.Воронеж11:20

    Мотивация - один из сложных моментов в работе учителя. Но когда речь идет о формировании портфолио обучающихся, достаточно одного аргумента : индивидуальные достижения учитываются при поступлении в ВУЗы и могут добавить до десяти баллов к набранным на экзаменах.

    ОтветитьУдалить
  2. Я согласна с тем, что портфолио ученика является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Правильно то, что формирование портфолио начинается с начальных классов. При переходе в 5 класс структура портфолио может расширятся.

    ОтветитьУдалить
  3. Портфолио максимально раскрывает индивидуальные способности и возможности каждого ребенка; формирует установку на учебную, познавательную активность; развивает учебную мотивацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я согласна с тем, что портфолио прибавляет баллы при поступлении выпускников в вузы. Но, в тоже время, хочется обратить внимание на один из важных воспитательных аспектов портфолио. Оно учит ребенка собирать, накапливать достижения, дорожить ими, стремиться к дальнейшему развитию и саморазвитию. У родителей, их знакомых вызывает чувство гордости за ребенка. Ребенок становится успешным.

      Удалить
  4. Портфолио помогает раскрыть уровень развития ученика. Задача классного руководителя научить правильно и систематически работать с портфолио начиная с 1 класса. Для большинства учеников - портфолио - это стимул к достижению новых результатов.

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина Анатольевна14:24

    Уже встретились с ситуацией, когда Портфолио помогло выпускникам при поступлении в ВУЗ. Считаю, что дело правильное, нужное: активных, умных детей нужно поощрять!

    ОтветитьУдалить
  6. Дужнова Екатерина Ивановна09:33

    До недавнего времени наличие портфолио у ученика зависело от желания учителя. Но с приходом в нашу жизнь новых образовательных стандартов формирование портфолио стало обязательным условием. Это один из способов оценки достижений учащихся. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за интересный материал! Портфолио играет важную роль в формировании самооценки учащихся,гордости за их достижения у родителей и учителей.

    ОтветитьУдалить
  8. Шабогина В.В.12:52

    Портфолио может повысить образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления.Портфолио может быть использован в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной и средней школы наряду с результатами итоговой аттестации.

    ОтветитьУдалить