Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам вариант проведения квест-игры «Экологический десант». Вы можете провести аналогичную игру на основе своего краеведческого материала.

Лукьянова Елена Николаевна, учитель начальных классов

Квест-игра
«Экологический десант»
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.
Задачи:
·         сформировать ответственность за принимаемые экологические решения и уверенность в преодолении экологической опасности, убеждение во всесторонней ценности природы для человека и общества;
·         обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;
·         закрепить знания детей о растениях и животных;
·         развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;
·         закрепить знания и навыки поведения в природе;
·         помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли.

Целевая группа: учащиеся 2-4 классов.
Место проведения: поляна в лесу, пришкольный участок.
Правила квест-игры: участники делятся на команды. Каждая команда проходит испытания на станциях и получает за это кусочек пазла. После прохождения всех испытаний команда собирает пазл, где обозначено место клада.
Сценарий проведения квест-игры
Подготовительный этап. Группа делится на пять команд. Каждая команда получает порядковый номер от 1 до 5 . В команде все равны.
Девиз команды: один за всех и все за одного. Командам объясняется, что только сообща можно выполнить все испытания и найти клад.
       Когда команды сформированы, наблюдатели подготовили свои станции, ведущий квест-игры говорит вводное слово:
Ребята, сегодня вы станете участниками квест-игры «Экологический десант». Вам предстоит пройти пять станций. На каждой станции сначала вы должны найти способ достать записку с заданием, прочитать это задание и правильно выполнить его. Все задания касаются природы Воронежского  края. (своего края ) После того как вы выполните задание, наблюдатель на станции выдаст вам кусочек пазла. Вы должны собрать все кусочки пазла и тогда вы узнаете, где спрятан клад. Итак, успехов вам! И начнем первое испытание!

   Что такое лес?
Леса – это легкие нашей планеты. От их объема и состояния во многом зависит то, каким воздухом мы дышим. Лес – источник неисчерпаемых богатств, он кормит, одевает, согревает и лечит. Именно поэтому каждого человека, чья деятельность связана с лесной отраслью, можно считать хранителем будущего. Леса занимают около трети площади суши, и общая площадь лесов на Земле составляет 38 миллионов кв. км. Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвертая часть расположена в северном полушарии. Площадь лесов в России составляет примерно 8 миллионов кв. км.

 Воронежская область расположена на границе лесостепи и степей. Поэтому лесов здесь немного. Они занимают всего 11% ее площади. Конечно, это не бескрайняя сибирская тайга, но это знаменитый "Золотой куст Российской империи" - дубрава Шипова леса, знаменитый Хреновской бор, Теллермановская дубрава, заповедный Усманский лес, реликтовые меловые боры, грушевые леса Острогоржска и столетние дубы лесополос Каменной степи, посаженные еще В.В.Докучаевым.
     Наиболее крупные и широко известные массивы нагорных дубрав - это Шипов лес. В Шиповом лесу растёт дуб, которому 400 лет. Этот лес находится на реке Осередь ближе к г. Павловску. Здесь сохранились дубравы с примесью ясеня, второй ярус образуют клен остролистный, вяз, липа; в третьем ярусе - подлеске, преобладают орешник и полевой клен.
      Второе место после дубрав занимают сосновые боры и посадки сосны.  Наиболее крупные лесные массивы сосен – Усманский лес и Хреновской. Усманский расположен между г. Воронежем и г. Усманью. Хреновской бор расположен в Бобровском районе, вдоль реки Битюг.
Очень редки в Воронежской области меловые боры с преобладанием сосны меловой. Березовые леса, или березняки, состоят в основном из березы бородавчатой и пушистой.  Деревья в березовых лесах достигают 100-120- летнего возраста и имеют 29 м высоты. Береза – светолюбивое, быстрорастущее растение.  Тополевые леса  состоят в основном из тополя черного, или осокоря, и белого, серебристого. Тополя – светолюбивые и быстрорастущие деревья, размножаются корневыми отпрысками.
  Ольховые леса часто называют еще ольшатниками, черноольховниками, ольшаниками. Они произрастают в поймах рек Воронежской области, особенно малых (Воронеж, Усмань, Битюг, Хопер и др.). Ольховые леса занимают 4 – 5% от всей покрытой лесом площади
     Ивовые леса иначе называют ветлянниками, тальниками, талами. Они встречаются  на водоразделах  и в поймах рек. В области также встречаются гости из таежных лесов – ель и лиственница. Нередко в наших лесах растут плодовые деревья и кустарники – яблони, груши, терн, шиповник.
          Праздник леса.
С 15 по 17 сентября в нашей стране отмечается один из самых масштабных экологических праздников – Российские дни леса. К этому времени традиционно приурочены массовые лесопосадки и природоохранные акции в защиту леса.
В России идея коллективной посадки лесов (в основном, силами школьников) возникла в последнее десятилетие 19 века. Активистом в этом деле стал лесовод Митрофан Туpский. В 1894 году по его инициативе управление народных училищ Юго-Западного края издало циpкуляp «О посадке деревьев учениками народных школ на принадлежащей училищам земле».
  
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса.
Лист,
На который
Ложится роса.
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень, -
Вот что сажаем
В сегодняшний день.

Ведущий:
        Ребята! Сегодня мы отправляемся в очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.
        Порядок выхода на экологическую тропу определяется результатами ответов на экологический тест. Та команда, которая быстрее всех и правильно справилась с заданием, первой выходит на экологическую тропу.
               Вопросы экологического  теста:

1.Какой заповедник есть в Воронежской области?
а) Баронский;
б) Княжеский;
в) Графский;
г) Королевский.

 2.Какой лес Воронежской области Пётр Великий назвал «Золотой куст России»?
а) Шипов лес;
б) Теллермановский лес;
в) Усманский бор;
г) Хреновской бор.

3. Кто объявил заповедными Шипов лес, Хреновской бор и Таллермановскую рощу?
а) Иван Грозный;
б) Пётр I;
в) Николай II;
г) В.И. Ленин.

4. Назовите самое распространённое дерево воронежских лесов.
а) Сосна;
б) Берёза;
в) Дуб;
г) Липа.

5. Какой памятник природы находится в Шиповом лесу Воронежской области?
а) «Идеальный дуб»;
б) «Эталонная сосна»;
в) «Образцовая липа»;
г) «Самая белая берёза».

 6.Какие природные бедствия иногда случаются в Дивногорье Воронежской области?
а) Землетрясения;
б) Сели;
в) Извержения вулкана;
г) Цунами.

 7.Какое животное является эмблемой Воронежского заповедника?
а) Выхухоль;
б) Бобр;
в) Лось;
г) Волк.



Ход  квест- игры

СТАНЦИЯ «ЖИВОТНЫЕ»
Оборудование: коробка с отверстием в крышке, наполненная пенопластом, записка, планшет, кроссворд.
Задание: из коробки, наполненной пенопластом, с отверстием на крышке команда должна достать записку. Отверстие на крышке коробки вырезается ровно настолько, чтобы влезла одна рука.
Записка №1. Получите кроссворд у наблюдателя. В кроссворде отгадайте все слова по вертикали. Прочитайте слово по горизонтали – это животное, обитающее в Воронежских лесах.
Примечание: команды могут, отгадав первое слово по вертикали, сразу догадаться о ком идет речь. Однако команды все равно должны отгадать весь кроссворд. Как только команда отгадывает весь кроссворд, она получает  кусочек пазла.
СТАНЦИЯ «ГРИБЫ»
Оборудование:  5 пластиковых стаканчиков, любая книга о грибах.
Задание: угадать с трех попыток, под каким пластиковым стаканом спрятана записка с заданием. Если не угадали -  то получают  штрафное очко.
Записка №2. У  классного руководителя (воспитателя отряда) находится книга о грибах.  В этой книге на странице … необходимо найти информацию о грибах. Что это за грибы? Бегите обратно на станцию и найдите этот гриб (или картинку с изображением) на грибной полянке у наблюдателя.
Примечание. Когда команда прибежала и нашла грибы, указанные в книге, ей предлагается заработать «сладкие призы», назвав другие грибы на поляне. После выполнения задания,  команда получает  кусочек пазла.
СТАНЦИЯ «ДЕРЕВЬЯ»
Оборудование: шарики из смятой бумаги, записка с заданием, приклеенная к одному из смятых шариков, картон А4 с нарисованным стволом дерева, клей ПВА, хитрые  задачки (6 штук), ключ к задачкам.
Задание: по полянке  раскиданы  шарики  из бумаги. В одном из шариков спрятана записка №3. Командам нужно ее найти.
Записка №3. Возьмите у наблюдателя карточки с хитрыми  задачками и ключ к задачкам. Решите хитрые  задачки. Ответ каждой задачки соответствует букве в ключе к задачкам. Выстройте ответы задачек по возрастанию, и тогда из букв сложится название дерева. Принести наблюдателю листочек с этого дерева, покажите, а затем приклейте его на нарисованный ствол дерева.
Как только команда принесла листочек с дерева, она наклеивает его на картон с нарисованным стволом. После выполнения задания наблюдатель выдает команде кусочек пазла.
Примечание: в зависимости от наличия тех или иных деревьев на месте проведения квест-игры организаторы пишут в ключе к задачкам у букв задуманного дерева цифры ответов хитрых задачек, но желательно, чтобы название дерева состояло из шести букв. Если букв больше, то необходимо  добавить  еще хитрые  задачки.  
СТАНЦИЯ «ЯГОДЫ»
Оборудование: пустые спичечные коробки, в одном из которых кверху крышечки приклеена записка, карточки с ягодами, карточки с названиями ягод
Задание: на станции разложить  спичечные коробки. Команде нужно найти среди них коробок с запиской №4
Записка №4. В лесу  созревает  много разных ягод. Найдите на территории станции эти «ягоды». Возьмите у наблюдателя карточки с названиями ягод. Соедините ягоды с их названиями.
После того как команды выполнят задание, наблюдатель выдает им кусочек пазла. Если команда неправильно выполнила задание, то кусочек пазла им не выдается.
СТАНЦИЯ "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»"
Оборудование: веревка, ножницы, записка №5.
Задание: между деревьями натянута веревка, на которой висят на веревочках записки по количеству команд. Одному человеку из команды наблюдатель завязывает глаза и он должен с подсказками команды отрезать записку.
Записка №5. Коллективно составить кластер - памятку юному туристу «Правила поведения в лесу».
Подведение итогов
Побеждает команда, которая первая соберет все пазлы и составит картинку, на обороте которой будет указано, где спрятан клад.
В качестве итога конкурса можно предложить учащимся следующее: коллективно изготовить плакат-аппликация «Древо жизни», чтобы продемонстрировать, как устройство нашей жизни походит на растение (каждая часть любого организма играет свою значительную роль:  ствол – школа, ветки – учителя, цветы – ученики, плоды – их будущие свершения, корни – учебники, подземные реки – знания.) Ученики не получат знания и не свершат великих дел, если повредить какую-либо часть дерева.
ИЛИ
Расшифровать послание (ТЫ  ПРОСТО МОЛОДЕЦ)

Советы по проведению:
Проведение и подготовка квест-игры – это трудоемкий по времени и содержанию процесс. Организаторам квеста необходимо заранее познакомиться с местом проведения квест-игры, с необходимым оборудованием, распечатать и подготовить раздаточный материал, продумать, где поставить наблюдателей. Если при подготовке станций у вас нет каких-то материалов – их всегда можно заменить чем-то подобным, например: спичечные коробки можно заменить яйцами от киндер-сюрпризов, крышечками от пластиковых бутылок и т.п.
Чтобы квест-игра проходила весело и непринужденно, необходимо правильно настроить ребят на игру, сказать им, что они одна команда, один за всех и все за одного. Скажите, что клад есть для каждой команды, но нужно суметь его найти, собрав на станциях все кусочки пазла, где и указано место клада.
Данная квест-игра универсальная. Оставляя за основу задания, записки, можно изменить или добавить темы станций. 

 
Скачать данный материал можно по ссылке -  СКАЧАТЬ


2 комментария:

  1. Евстратова Л.Ф.12:46

    Дети из начальной школы приходят к нам в старшую школу хорошо подготовленными, знающими, с большим кругозором. Ваши разработки помогают детям адаптироваться в среднем звене. Спасибо за работу!

    ОтветитьУдалить
  2. Наприенко И.А.04:51

    Решение провести занятие в форме квеста считаю выигрышным. Детям нравятся такие занятия, они более раскованно себя чувствуют, обучаются, играя. Такая форма занятий очень востребована не только в начальной школе: лично я применяю квест в своей работе как в средне, так и в старшей школе.

    ОтветитьУдалить