Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам вариант проведения
квест-игры «Экологический десант». Вы можете провести аналогичную игру на
основе своего краеведческого материала.
Лукьянова Елена Николаевна, учитель начальных классов
Квест-игра
«Экологический десант»
Цель: воспитание чувства
любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.
Задачи:
·
сформировать ответственность за принимаемые
экологические решения и уверенность в преодолении экологической опасности,
убеждение во всесторонней ценности природы для человека и общества;
·
обобщить и пополнить детские представления о
состоянии окружающей среды;
·
закрепить знания детей о растениях и животных;
·
развивать наблюдательность, эстетическое
отношение к природе;
·
закрепить знания и навыки поведения в природе;
·
помочь учащимся осознать свою моральную
ответственность за судьбу родной земли.
Целевая группа: учащиеся 2-4 классов.
Место проведения: поляна в лесу,
пришкольный участок.
Правила
квест-игры: участники делятся на команды. Каждая команда проходит испытания на
станциях и получает за это кусочек пазла. После прохождения всех испытаний
команда собирает пазл, где обозначено место клада.
Сценарий проведения квест-игры
Подготовительный
этап. Группа делится на пять команд. Каждая команда получает порядковый номер
от 1 до 5 . В команде все равны.
Девиз команды: один за всех и все за
одного. Командам объясняется, что только сообща можно выполнить все испытания и
найти клад.
Когда
команды сформированы, наблюдатели подготовили свои станции, ведущий квест-игры
говорит вводное слово:
Ребята, сегодня вы станете участниками квест-игры
«Экологический десант». Вам предстоит пройти пять станций. На каждой станции
сначала вы должны найти способ достать записку с заданием, прочитать это
задание и правильно выполнить его. Все задания касаются природы
Воронежского края. (своего края ) После
того как вы выполните задание, наблюдатель на станции выдаст вам кусочек пазла.
Вы должны собрать все кусочки пазла и тогда вы узнаете, где спрятан клад. Итак,
успехов вам! И начнем первое испытание!
Что такое
лес?
Леса – это легкие нашей планеты. От
их объема и состояния во многом зависит то, каким воздухом мы дышим. Лес –
источник неисчерпаемых богатств, он кормит, одевает, согревает и лечит. Именно
поэтому каждого человека, чья деятельность связана с лесной отраслью, можно
считать хранителем будущего. Леса занимают около трети площади суши, и общая
площадь лесов на Земле составляет 38 миллионов кв. км. Половина этой лесной
зоны принадлежит тропическим лесам, четвертая часть расположена в северном
полушарии. Площадь лесов в России составляет примерно 8 миллионов кв. км.
Воронежская
область расположена на границе лесостепи и степей. Поэтому лесов здесь немного.
Они занимают всего 11% ее площади. Конечно, это не бескрайняя сибирская тайга,
но это знаменитый "Золотой куст Российской империи" - дубрава Шипова
леса, знаменитый Хреновской бор, Теллермановская дубрава, заповедный Усманский
лес, реликтовые меловые боры, грушевые леса Острогоржска и столетние дубы лесополос
Каменной степи, посаженные еще В.В.Докучаевым.
Наиболее
крупные и широко известные массивы нагорных дубрав - это Шипов лес. В Шиповом
лесу растёт дуб, которому 400 лет. Этот лес находится на реке Осередь ближе к г.
Павловску. Здесь сохранились дубравы с примесью ясеня, второй ярус образуют
клен остролистный, вяз, липа; в третьем ярусе - подлеске, преобладают орешник и
полевой клен.
Второе
место после дубрав занимают сосновые боры и посадки сосны. Наиболее крупные лесные массивы сосен –
Усманский лес и Хреновской. Усманский расположен между г. Воронежем и г.
Усманью. Хреновской бор расположен в Бобровском районе, вдоль реки Битюг.
Очень редки в Воронежской области меловые боры с
преобладанием сосны меловой. Березовые леса, или березняки, состоят в основном
из березы бородавчатой и пушистой.
Деревья в березовых лесах достигают 100-120- летнего возраста и имеют 29
м высоты. Береза – светолюбивое, быстрорастущее растение. Тополевые леса состоят в основном из тополя черного, или
осокоря, и белого, серебристого. Тополя – светолюбивые и быстрорастущие
деревья, размножаются корневыми отпрысками.
Ольховые
леса часто называют еще ольшатниками, черноольховниками, ольшаниками. Они
произрастают в поймах рек Воронежской области, особенно малых (Воронеж, Усмань,
Битюг, Хопер и др.). Ольховые леса занимают 4 – 5% от всей покрытой лесом
площади
Ивовые
леса иначе называют ветлянниками, тальниками, талами. Они встречаются на водоразделах и в поймах рек. В области также встречаются гости из
таежных лесов – ель и лиственница. Нередко в наших лесах растут плодовые
деревья и кустарники – яблони, груши, терн, шиповник.
Праздник леса.
С 15 по 17 сентября в нашей стране
отмечается один из самых масштабных экологических праздников – Российские дни
леса. К этому времени традиционно приурочены массовые лесопосадки и
природоохранные акции в защиту леса.
В России идея коллективной посадки
лесов (в основном, силами школьников) возникла в последнее десятилетие 19 века.
Активистом в этом деле стал лесовод Митрофан Туpский. В 1894 году по его
инициативе управление народных училищ Юго-Западного края издало циpкуляp «О
посадке деревьев учениками народных школ на принадлежащей училищам земле».
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса.
Лист,
На который
Ложится роса.
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень, -
Вот что сажаем
В сегодняшний день.
Ведущий:
Ребята! Сегодня мы отправляемся в очень
интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. В пути вам
пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность
выполнения заданий. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие
знания.
Порядок выхода на экологическую тропу определяется результатами ответов на экологический
тест. Та команда, которая быстрее всех и правильно справилась с заданием, первой выходит на экологическую тропу.
Вопросы экологического теста:
1.Какой
заповедник есть в Воронежской области?
а) Баронский;
б) Княжеский;
в)
Графский;
г) Королевский.
2.Какой лес Воронежской области Пётр
Великий назвал «Золотой куст России»?
а)
Шипов лес;
б) Теллермановский лес;
в) Усманский бор;
г) Хреновской бор.
3.
Кто объявил заповедными Шипов лес, Хреновской бор и Таллермановскую рощу?
а) Иван Грозный;
б)
Пётр I;
в) Николай II;
г) В.И. Ленин.
4.
Назовите самое распространённое дерево воронежских лесов.
а) Сосна;
б) Берёза;
в)
Дуб;
г) Липа.
5.
Какой памятник природы находится в Шиповом лесу Воронежской области?
а)
«Идеальный дуб»;
б) «Эталонная сосна»;
в) «Образцовая липа»;
г) «Самая белая берёза».
6.Какие природные бедствия иногда случаются
в Дивногорье Воронежской области?
а) Землетрясения;
б)
Сели;
в) Извержения вулкана;
г) Цунами.
7.Какое животное является эмблемой
Воронежского заповедника?
а) Выхухоль;
б)
Бобр;
в) Лось;
г) Волк.
Ход квест- игры
СТАНЦИЯ «ЖИВОТНЫЕ»
Оборудование: коробка с отверстием в крышке,
наполненная пенопластом, записка, планшет, кроссворд.
Задание: из коробки, наполненной пенопластом, с
отверстием на крышке команда должна достать записку. Отверстие на крышке
коробки вырезается ровно настолько, чтобы влезла одна рука.
Записка №1. Получите кроссворд у
наблюдателя. В кроссворде отгадайте все слова по вертикали. Прочитайте слово по
горизонтали – это животное, обитающее в Воронежских лесах.
Примечание: команды могут, отгадав первое слово по
вертикали, сразу догадаться о ком идет речь. Однако команды все равно должны
отгадать весь кроссворд. Как только команда отгадывает весь кроссворд, она
получает кусочек пазла.
СТАНЦИЯ «ГРИБЫ»
Оборудование: 5 пластиковых стаканчиков, любая книга о грибах.
Задание: угадать с трех попыток, под каким пластиковым
стаканом спрятана записка с заданием. Если не угадали - то получают штрафное очко.
Записка №2. У классного руководителя (воспитателя отряда) находится
книга о грибах. В этой книге на странице
… необходимо найти информацию о грибах. Что это за грибы? Бегите обратно на
станцию и найдите этот гриб (или картинку с изображением) на грибной полянке у
наблюдателя.
Примечание. Когда команда прибежала и
нашла грибы, указанные в книге, ей предлагается заработать «сладкие призы»,
назвав другие грибы на поляне. После выполнения задания, команда получает кусочек пазла.
СТАНЦИЯ «ДЕРЕВЬЯ»
Оборудование: шарики из смятой бумаги, записка с
заданием, приклеенная к одному из смятых шариков, картон А4 с нарисованным стволом
дерева, клей ПВА, хитрые задачки (6
штук), ключ к задачкам.
Задание: по полянке
раскиданы шарики из бумаги. В одном из шариков спрятана записка
№3. Командам нужно ее найти.
Записка №3. Возьмите у наблюдателя
карточки с хитрыми задачками и ключ к
задачкам. Решите хитрые задачки. Ответ
каждой задачки соответствует букве в ключе к задачкам. Выстройте ответы задачек
по возрастанию, и тогда из букв сложится название дерева. Принести наблюдателю
листочек с этого дерева, покажите, а затем приклейте его на нарисованный ствол
дерева.
Как только команда принесла листочек с дерева, она
наклеивает его на картон с нарисованным стволом. После выполнения задания
наблюдатель выдает команде кусочек пазла.
Примечание: в зависимости от наличия
тех или иных деревьев на месте проведения квест-игры организаторы пишут в ключе
к задачкам у букв задуманного дерева цифры ответов хитрых задачек, но
желательно, чтобы название дерева состояло из шести букв. Если букв больше, то
необходимо добавить еще хитрые задачки.
СТАНЦИЯ «ЯГОДЫ»
Оборудование: пустые спичечные коробки, в одном из
которых кверху крышечки приклеена записка, карточки с ягодами, карточки с
названиями ягод
Задание: на станции разложить спичечные коробки. Команде нужно найти среди
них коробок с запиской №4
Записка №4. В лесу созревает много разных ягод. Найдите на территории
станции эти «ягоды». Возьмите у наблюдателя карточки с названиями ягод.
Соедините ягоды с их названиями.
После того как команды выполнят задание, наблюдатель
выдает им кусочек пазла. Если команда неправильно выполнила задание, то кусочек
пазла им не выдается.
СТАНЦИЯ "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»"
Оборудование: веревка, ножницы, записка №5.
Задание: между деревьями натянута веревка, на
которой висят на веревочках записки по количеству команд. Одному человеку из
команды наблюдатель завязывает глаза и он должен с подсказками команды отрезать
записку.
Записка №5. Коллективно составить кластер
- памятку юному туристу «Правила поведения в лесу».
Подведение итогов
Побеждает команда, которая первая соберет все пазлы
и составит картинку, на обороте которой будет указано, где спрятан клад.
В качестве итога конкурса можно
предложить учащимся следующее: коллективно изготовить плакат-аппликация «Древо
жизни», чтобы продемонстрировать, как устройство нашей жизни походит на
растение (каждая часть любого организма играет свою значительную роль: ствол – школа, ветки – учителя, цветы –
ученики, плоды – их будущие свершения, корни – учебники, подземные реки –
знания.) Ученики не получат знания и не свершат великих дел, если повредить
какую-либо часть дерева.
ИЛИ
Расшифровать послание (ТЫ ПРОСТО МОЛОДЕЦ)
Советы по проведению:
Проведение и подготовка квест-игры – это трудоемкий
по времени и содержанию процесс. Организаторам квеста необходимо заранее
познакомиться с местом проведения квест-игры, с необходимым оборудованием,
распечатать и подготовить раздаточный материал, продумать, где поставить
наблюдателей. Если при подготовке станций у вас нет каких-то материалов – их
всегда можно заменить чем-то подобным, например: спичечные коробки можно
заменить яйцами от киндер-сюрпризов, крышечками от пластиковых бутылок и т.п.
Чтобы квест-игра проходила весело и непринужденно,
необходимо правильно настроить ребят на игру, сказать им, что они одна команда,
один за всех и все за одного. Скажите, что клад есть для каждой команды, но
нужно суметь его найти, собрав на станциях все кусочки пазла, где и указано
место клада.
Данная квест-игра универсальная. Оставляя за основу
задания, записки, можно изменить или добавить темы станций.
Скачать данный материал можно по ссылке - СКАЧАТЬ
Дети из начальной школы приходят к нам в старшую школу хорошо подготовленными, знающими, с большим кругозором. Ваши разработки помогают детям адаптироваться в среднем звене. Спасибо за работу!
ОтветитьУдалитьРешение провести занятие в форме квеста считаю выигрышным. Детям нравятся такие занятия, они более раскованно себя чувствуют, обучаются, играя. Такая форма занятий очень востребована не только в начальной школе: лично я применяю квест в своей работе как в средне, так и в старшей школе.
ОтветитьУдалить