Образовательное событие как метод формирования и предъявления метапредметных и личностных результатов обучающихся.


Образовательное событие
как метод формирования и предъявления метапредметных и
личностных результатов обучающихся.

Воропаева Надежда Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Шабогина Виктория Вячеславовна, учитель английского языка.
 
Наш современный век-век технологий и прогресса. Меняется общество, меняется запрос на деятельность  школы.  Ищущему педагогу стало понятно, что традиционными методами, используемыми в школе, трудно достичь результатов, которые обозначили стандарты второго поколения. Школа должна стать той творческой насыщенной средой, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.   В Федеральных государственных образовательных стандартах  особое внимание уделено достижению метапредметных результатов. Это  достаточно  сложный процесс, требующий выхода из привычной классно-урочной системы и организации иного образовательного пространства. В педагогической науке и практике накоплен немалый опыт по организации учебного процесса, направленного на приобретение предметных знаний и умений, но этот опыт не работает в достижении метапредметных результатов, что и определяет необходимость поиска педагогами новых способов и форм деятельности.
С 2010 года наша школа работает как региональная площадка по опережающему введению ФГОС НОО.  В 2015 году школа приняла участие во Всероссийском конкурсе инновационных моделей с проектом «Инновации в системе оценки качества школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия», стала победителем всероссийского проекта, и ей присвоен статус «Школа – лаборатория инноваций».
С января 2016 года школа работает над созданием и апробацией проекта «Инновации в системе оценки качества школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия».  В рамках реализации этого проекта определено проблемное поле, связанное с организацией внутренней системы оценивания, перечень первостепенных  и необходимых для решения управленческих задач:
- оказание помощи педагогам в повышении профессиональной компетенции и, соответственно, в реализации требований стандартов;
- использование ВШК как инструмента корректировки, если достигнутые результаты отличаются от установленных требований и показателей, т.к. контрольная деятельность осуществляется для измерения достигнутых результатов и их оценки;
- осуществление мониторинговой деятельности в качестве структурного компонента внутренней системы оценки не как одиночный сбор информации, а как постоянный, по одним и тем же показателям, с целью отслеживания динамики изменений;
- создание реестр средств оценивания, включив портфолио, тестовые задания, кодификаторы предметных и метапредметных результатов. Согласно ФГОС, который предъявляет требования к формированию и оценке метапредметных результатов, в школе разработана программа мониторинга уровня сформированности УУД для учащихся 1-4 классов и 5-9 классов. Программа представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД. Определяет объект, форму и метод оценки, сроки.
Одной из форм  оценки уровня сформированности УУД учащихся является образовательное событие  как место формирования и предъявления метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Ребенок  очень много времени  проводит в школе,  поэтому новые образовательные стандарты не случайно уделяют такое внимание событийному подходу в образовательной деятельности, а потому учитель, планируя сегодня свою деятельность, должен «обеспечить» своих учащихся образовательными событиями, которых должно быть как можно больше.
Образовательное событие - это метод формирования метапредметных и личностных результатов, это включение в инициативные формы оформления знания.
Образовательное событие - осознание и осуществление учащимися соответствующего выбора , оцениваемое человеком как значимое для его образования.
Таким образом, образовательное событие - обучение в действии, предполагающее осуществление учащимися осознанного выбора и приводящее к значимым изменениям в жизни учащихся и учителя и за счёт этого включённое в межсобытийные связи. Основной принцип, на который опирается образовательное событие  – «От сотрудничества – к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению».
Основная форма реализации – игра.
Образовательное событие  осуществляются в три этапа:
Этап 1 – подготовительная работа
Этап 2 – содержательная часть
Этап 3 – рефлексия
В организации образовательного события есть ряд принципиальных моментов:
 Поставленная перед ребенком задача должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще никто не делал!
          Каждый участник не только создает продукт, но и проводит его презентацию.
          Конкурсный режим (он обязателен) предполагает не только открытые критерии оценивания, но и несколько тактов позиционной экспертизы (с позиций ребенка, родителя, педагога…)
          Группы участников – смешанные (разные классы, разные возрасты), а рейтинг – не только групповой, но и индивидуальный.
          По всем способам деятельности проводится тьюторское сопровождение,  и с  завершением события  оно не только не заканчивается, а продолжается - рефлексией, организацией общения участников, встраиванием их в дальнейшие образовательные программы.
Классическими событийными форматами являются деловая игра, образовательный туризм, тренинги и открытые образовательные проекты. Признаки образовательного события:
          яркое,
          запоминающееся,
          даёт положительный эффект,
          решает многие проблемы,
          базируется на принципиально новой идее,
          ориентировано на будущее,
          удовлетворяет потребности всех участников образовательного процесса.
Образовательное событие  обеспечивают:
          расширение предметного содержания;
          мотивацию на учебную деятельность;
          создание условий для самореализации учащихся и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности;
          развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным формам деятельности;
          развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах;
          воспитание уважительного отношения к традициям.
В ходе образовательного события дети получают возможность  рождать новые знания в активной деятельности. Знания должны применяться в ситуациях, мотивирующих на обучение, а рожденные новые знания должны быстро применяться для получения еще более новых — это и есть философия метапредметных результатов.
 Образовательные события могут иметь самые разные форматы:
    простые: полигоны, игры, дебаты, проекты, математические бои;
   сложные: экскурсии, выездные полевые экспедиции, реконструкции исторических событий. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, – но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности.
В нашей школе разработано ПОЛОЖЕНИЕ о проведении образовательного события в школе. Оно содержит:
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о проведении «Образовательного события»
(далее – ОС) разработано в соответствии с ООП НОО, ООП ООО согласно существующей в школе системе оценки метапредметных результатов, в целях мониторинга сформированности УУД в условиях реализации ФГОС, устанавливает цели и задачи, определяет права и обязанности
организаторов и участников, сроки и этапы проведения ОС.
Образовательное событие – это оценочная процедура (мероприятие) для оценки метапредметных результатов школьников; специально организованные условия для детского действия, в результате которых полученный ребёнком опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения более высокой цели.
Образовательное событие в школе  рассматривается как особый
учебный день, подчинённый единой цели, в ходе которого в любой
деятельности учащихся раскрывается заявленная тема учебного дня или
решается заявленная учебным днём образовательная проблема.
1.2 Организатором «Образовательного события» является рабочая группа
педагогов, учеников, родителей школы; разработчиком темы ОС может
быть весь педагогический коллектив школы.
1.3. Методом оценочной деятельности учащихся является наблюдение. Форма оценки: индивидуальная и групповая. Инструментарием контроля являются задания, отражающие формирование УУД, карты наблюдений.
1.4. Вся информация об образовательном событии размещается в сети
Интернет на образовательном информационном сайте  школы
2. Цели и задачи
Цель образовательного события: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД.
Задачи:
• Сформировать у детей целостный, системный взгляд на окружающий
мир, помочь им осознать личностный смысл проживания в этом мире.
• Актуализировать необходимость применения интерактивных
компьютерных технологий в различных режимах образовательной
деятельности.
• Стимулировать продуктивную деятельность учащихся, педагогов,
родителей, ориентированную на личностную и творческую
самореализацию.
• Выявлять и поддерживать перспективные инновационные
образовательные педагогические, ученические образовательные
инициативы.
• Создавать условия для взаимодействия образовательных сообществ
педагогов, учащихся, родителей на основе общей деятельности.
• Способствовать формированию сетевых педагогических сообществ для
презентации и популяризации инновационного педагогического опыта
через создание авторских разработок.
• Создание банка методических материалов.
3. Методика и технология образовательного события
3.1.Этапы проведения образовательного события
1 этап- Организационный
Подготовка проекта приказа, плана задания для проведения образовательного события за 7 рабочих дней до начала проведения.
Формирование инновационной команды педагогов, разрабатывающей задания для проведения ОС
  Подготовка аудиторий, материалов, оборудования, необходимого для проведения ОС
  Деление класса по желанию на группы из 5-6 учащихся.
2 этап - Основной
   Проведение образовательного события и выполнение заданий;
   Подведение итогов проведения ОС
3 этап – Аналитический
  Обработка результатов, которая показывает уровень сформированности коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД по классу и индивидуально по каждому учащемуся.
   Подготовка  справки, приказа по итогам проведения ОС.
3.2 Инструментарий оценки
Задания для учащихся, отражающие формирование УУД, при выполнении которых в ходе наблюдения за работой учащихся можно оценить уровень сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Предметные результаты оценке не  подлежат.
Карты наблюдений – инструмент для оценки метапредметных УУД.
4.Порядок планирования и подготовки ОС
4.1. Дата и тема образовательного события (образовательных событий) на
учебный год утверждается на педагогическом совете в августе месяце и вносится в рабочие программы.
4.2.Участники ОС (за 4 недели до проведения) предоставляют
предложения о темах уроков, занятий внеурочной деятельности по
заявленной теме. Руководители ШМО корректирует, уточняют предложенные идеи и составляют план реализации образовательного события.
4.3. Участие педагогов в разработке ОС может быть как индивидуальным,
так и в составе сформированной для участия команды, куда могут
войти несколько педагогов, учеников старших классов, родителей.
Учебные занятия на одной параллели могут проводиться «по карусели»; занятия творческого характера, мастер - классы,
исследовательские лаборатории ученики выбирают с учётом своего
интереса, самостоятельно выстраивая индивидуальный маршрут в
рамках образовательного события.
5. Состав рабочей группы
В рабочую группу по разработке сценария ОС входят:
- заместитель директора по НМР;
- заместитель директора по ВР;
- руководители ШМО;
- педагог-психолог;
- педагог-организатор
6.Структура образовательного события
Образовательное событие может планироваться на 1 или на несколько
учебных дней по следующей схеме:
1 день «Тематический день»
1. Классный час – погружение в тему, целесообразно использовать
такие формы как: радиолинейки, тематические линейки,
информационные десанты обучающихся, презентации творческих
проектов учеников.
2. Тематические уроки (по расписанию)
3. Метапредментые курсы, занятия внеурочной деятельности по теме
образовательного события.
2 день «Образовательная суббота»
1. Вместо уроков проводятся мастер-классы, творческие
лаборатории, мастерские, студии, акции, фестивали, книжные
клубы. Для проведения мастер-классов приглашаются социальные
партнёры, родители, ученики школы.
2. Учащиеся самостоятельно выстраивают свой индивидуальный
маршрут в рамках «Образовательной субботы».
3. Участниками «Образовательной субботы» являются и
родительская общественность.
7. Подведение итогов образовательного события
7.1 Итоги ОС подводятся на заседании методического совета
школы, представляются на административном совещании, далее
анализируются на заседаниях ШМО.
7.2. Обработанные материалы и фотоотчёт об образовательном событии
размещаются на образовательном информационном сайте школы.
За последние два года были проведены следующие ОС:
«Пророк в своем Отечестве» (посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова)
«Жаркие.Зимние.Твои»
«Путешествие по всему свету»
«С.Я.Маршак. Мастер слова»
«Поэзия доброты в творчестве А.Барто»
  «О прошлом память сохраним» и др.

Учебные занятия  проводились согласно расписанию с 8.00 до 12.00 часов, и в 13.00 мероприятие заканчивается единомоментной рефлексией. И учащимся и педагогам  предлагается  выразить свое отношение к событию жетонами двух цветов (да, нет). Ответить  на вопросы:
1. Понравилось?
2. Не понравилось?
3. Стоит ли проводить такие мероприятия?
Полученные результаты позволяют  утверждать, что:
          событие состоялось;
          цель была достигнута;
          день прошёл в едином образовательном пространстве;
          технология организации образовательного события подтвердила свое право на существование.
В заключение отметим, что  это стало возможным благодаря желанию искать и находить новые формы работы, инициативе и творческой мысли, благодаря сотрудничеству и содружеству педагогов, учащихся и их родителей.
Преимущества этого метода очевидны и, поэтому, отвечая на вопрос, нужны ли образовательные события в нашей школе и будем ли мы продолжать работу в этом направлении, мы говорим однозначно «да», потому что
   есть гарантия в получении новых знаний, не предусмотренных программой;
   приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов;
   это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;
  ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;
   ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии;
  каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе.
И, наконец, образовательные события способствуют воспитанию уважительного отношения к истории страны и культурным традициям.
Таким образом, образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь.

Список литературы.
1) Аверков М.С., Ермаков С.В., Попов А.А. Событие как единица образовательного проектирования [электронный ресурс].
2) Валеев Р. Г. «Познавательная самостоятельность учащихся как предпосылка и результат образовательного события». - Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н. Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научный редактор Н. Б. Крылова.  2010.
3) Ковалёва Т. М., Жилина М. Ю. «Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения». - Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н. Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научный редактор Н. Б. Крылова. 2010.
4) Мануйлов Ю. С. «Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н. Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научный редактор Н. Б. Крылова. 2010.
5) Миркес М. М., Муха Н. В. «Образовательное событие как тьюторская практика». - Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н. Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научный редактор Н. Б. Крылова. 2010.

Уважаемые коллеги, для обсуждения данного материала, а так же для того, чтобы поделиться собственным опытом  воспользуйтесь комментариями.

32 комментария:

  1. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой. При этом актуальным остается вопрос о том, как оценить и измерить то, чему ребенок научился, измерить развитие его способностей. При этом перед учителем встает задача: как оценивать метапредметные результаты? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такими как контрольные и проверочные работы. Именно об этом говорится в статье об образовательном событии.

    ОтветитьУдалить
  2. В ходе образовательного события дети получают возможность получения новых знаний в активной деятельности. Мне очень понравилась информация, буду использовать в своей педагогической деятельности.

    ОтветитьУдалить
  3. С большим интересом познакомилась с данной информацией. Проведение таких мероприятий даст возможность активизироваться и педагогам, и детям. Такие события надолго остаются в памяти детей, что даёт возможность в получении более прочных знаний и умений.
    Лукьянова Елена Николаевна

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Очень полезная информация.Согласна,что образовательное событие -прекрасный способ, интересно организовать школьную жизнь. Такие события надолго остаются в памяти у ребенка.

    ОтветитьУдалить
  6. Образовательное событие даёт возможность проявить свои творческие способности и в нестандартной форме показать свои знания.
    Плетнёва Светлана Николаевна

    ОтветитьУдалить
  7. Очень полезная информация для моей работы.Образовательное событие-способ правильно организовать школьную жизнь.Буду использовать в своей работе.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  8. Прочитав статью , появилось чёткое осознание, что такое образовательное событие.Буду использовать в своей практике.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью согласна с высказываниями Малышевой Н. В.спасибо автору статьи за помощь в работе.

      Удалить
  9. Образовательное событие - это эффективное средство формирования универсальных учебных действий. Рекомендую организовывать такие мероприятия своим коллегам!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за полезную информацию. Планирую использовать эти рекомендации в своей работе.

    ОтветитьУдалить

  11. Образовательное событие в школе для учащихся особый день.Ребята с нетерпением ждут его.Они учатся решать проблемы как индивидуально, так и группой,что помогает детям осознать личностный смысл проживания в этом мире.

    ОтветитьУдалить
  12. Очень интересная и полезная информация.Мероприятие удовлетворяет потребности всех участников образовательного процесса.

    ОтветитьУдалить
  13. Образовательное событие, можно назвать праздником души. Спасибо, что такие мероприятия проводят для учащихся школы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, что для учителей образовательное событие тоже своего рода праздник...

      Удалить
  14. Здравствуйте, коллеги! Из опыта работы знаю, что дети всегда ждут с нетерпением проведение образовательного события, т.к. в нашей школе такое мероприятие - это действительно СОБЫТИЕ, проводимое на хорошем уровне. Хотя времени и сил подготовка отнимает много, но результат того сто'ит.

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо за материал и за предоставленный список литературы.
    Методическая помощь всегда бесценна!

    ОтветитьУдалить
  16. Информация, безусловно, полезна. Любое образовательное событие повышает качество образовательного процесса, создаёт условия для творческой реализации учащихся в разных видах деятельности.

    ОтветитьУдалить
  17. Анонимный00:06

    Уважаемые коллеги! МБОУ СОШ № 88 с УИОП- победитель конкурса ФЦПРО 2016-2020. Перед рабочей группой встал вопрос: "Какие новые образовательные практики можно использовать
    едином информационно-образовательном пространстве сетевого взаимодействия ?"
    В процессе инновационного поиска мы пришли к выводу, а вы доказали на примере создания интерактивного контента дистанционных флеш-семинаров, что сетевое
    образовательное событие является ресурсом соорганизации и кооперации деятельности
    школ реализующих инновационные программы. Как результат,нами была проведена работа по осмыслению теоретических основ понятия
    «образовательное событие», методических особенностей по организации образовательных
    событий, моделирование и выстраивание практики инициирования сетевых образовательных
    событий и анализ практической деятельности по ее итогам. В процессе образовательного события происходит переосмысление
    себя и переосмысление Другого, с которым «вместе входишь в пространство совместных
    размышлений, «играешь» на одном поле…

    ОтветитьУдалить
  18. Образовательное событие в школе-особый праздник не только для детей, но и для учителя. Дети получают возможность рождать новые знания , а рожденные новые знания должны применяться для получения более новых.Событие имеет разные форматы:игры, проекты.Для детей это интересно.Образовательное событие повышает качество образовательного процесса.

    ОтветитьУдалить
  19. Ребята очень любят образовательное событие.Образовательное событие удовлетворяет потребности всех участников процесса,мотивирует учебную деятельность, создаёт условия для самореализации. Дети в новой форме добывают знания.

    ОтветитьУдалить
  20. Образовательное событие показывает динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности.

    ОтветитьУдалить
  21. Соглашусь с коллегами в том, что образовательное событие позволяет учащимся проявить свои творческие способности, способствует саморазвитию личности ученика.

    ОтветитьУдалить
  22. Кадменская Наталия Владиленовна, МБОУ СОШ№88 с УИОП, Воронеж21:37

    Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А.С. Макаренко, который писал, что большое значение в жизни человек имеют яркие и волнующие события.Если придерживаться современного определения : образовательное событие - это специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания, то становится очевидной идея - найдена идеальная площадка для реализации задачи формирования метапредметных и личностных результатов обучения

    ОтветитьУдалить
  23. Согласна с автором статьи. Сущность образовательного события заключается в том, что обучающимся создается осмысленный продукт. Событие становится способом создания условий, которые максимально раскрывают ребенка как личность.

    ОтветитьУдалить


  24. ОС формирует у учащихся правильное понимание межличностных отношений, для того чтобы научиться комфортно жить в обществе;
    развивает умение логично и понятно излагать свои мысли через диалог и общение.

    ОтветитьУдалить
  25. Лариса Хорошевская12:34

    Идея полезна как для учителей, так и для учащихся .Такое взаимодействие позволяет выстраивать успешную учебную деятельность за счет формирования метапредметных результатов и творческого подхода.Все это создает условия для самореализации.

    ОтветитьУдалить
  26. Дужнова Екатерина Ивановна09:40

    Образовательное событие – способ инициирования образовательной активности учеников, деятельностного включения в различные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности.

    ОтветитьУдалить
  27. Я полностью согласна с автором стать , что образовательное событие – это прекрасный способ интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь. Да, сложно его подготовить учителю, но зато какое наслаждение можно получить после проведения образовательного события! Когда глаза детей горят, они обсуждают произошедшее и с учителем, и с одноклассниками, и дома с родителями. И просят повторить! Это и есть наша учительская награда!

    ОтветитьУдалить
  28. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  29. Шабогина В.В.11:53

    Не менее важна обратная связь и для обучающихся, так как помогает видеть свои недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности и советы по ее корректированию.

    ОтветитьУдалить