Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в сетевой лаборатории для старшеклассников по теме: «Оценка качества воздуха по состоянию хвои сосны и шишек  в разных городах России»
Для этого вам необходимо определить участок в вашем городе с произрастанием хвои обыкновенной и с обучающимися 10-11 классов в ходе экскурсии провести исследования хвои сосны и данные занести на страницу нашего сообщества. По итогам совместной работы будут сформированы общие результаты, которыми можно будет воспользоваться для исследовательской работы, сравнив данные по разным городам  России.
Цель исследования: Определить степень загрязнения воздуха в различных городах России по состоянию хвои сосны и шишек. 
Задачи:
  1. Провести биоиндикационное исследование качества воздуха в различных городах России.
  2. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о чистоте воздуха  в городе.

Гипотеза: загрязнение атмосферы в разных городах отличается в зависимости от близости расположения промышленных предприятий и дорог.
Ход исследования.
1. Методика исследования для собранного заранее материала в виде хвои сосны и шишек.
а) Определение состояния хвои сосны обыкновенной.
В незагрязненных лесных экосистемах основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений, и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязненной атмосфере появляются повреждения, и снижается продолжительность жизни хвои сосны.
Методика определения влияния окружающего воздуха на хвою сосны состоит в следующем. На высоте своего роста собрать у каждого дерева (5 деревьев в каждой точке) суммарно 100 хвоинок (20 с каждого дерева). Хвоинки должны быть в возрасте 2 или 3 лет, т.е. надо брать образцы хвои с побегов второго или третьего года жизни – но для всех точек одинаково. Пробу с каждой точки надо поместить в  отдельный пакет (лучше бумажный) и сразу подписать.
Анализ хвои проводят в лаборатории. Далее надо разложить по очереди хвоинки из каждой пробы, внимательно рассмотреть каждую и выявить степень повреждения хвои. Необходимо отмечать наличие хлоротичных  пятен, некротических точек, некрозов и по ним устанавливать класс повреждения.
Повреждения:
1.     Хвоинки без пятен.
2.     С небольшим числом мелких пятнышек.
3.     С большим числом чёрных и жёлтых пятен, некоторые из них крупные, во всю ширину хвоинки.
Усыхание: 
1.   Нет сухих участков. 
2.   Усох кончик на 2-5 мм. 
3.   Усохла треть хвоинки. 
4.   Вся хвоинка жёлтая или более  половины её длины сухая.
Хвоинки разделить по группам повреждения и по классам усыхания. Все данные занести в таблицу.
Изучение состояния хвои сосны в разных городах России.
Место, дата
Состояние хвои
Количество хвоинок
Доля (%) повреждённых хвоинок от общего количества

1)Обследовано
2)Повреждения хвои:
1 класс
2 класс
3 класс
3)Усыхание хвои:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс




б) Провести тест помутнения по Гертелю для определения степени загрязнения воздуха.
Взять 10 хвоинок из собранных ранее образцов.
  •     Поместить их в ёмкость, залить кипяченой воды и кипятить в течение 5 минут.
  •     Перелить в прозрачную  ёмкость и сравнить степень помутнения воды. 
     Степень помутнения воды должна быть пропорциональна количеству воска на хвое.
Данные занести в таблицу.

Место пробы  и дата
Степень помутнения:
1. Прозрачный раствор
2. Небольшое помутнение
3. На поверхности капли похожие на жир или воск
4. Масляная плёнка

Сделать общий вывод по результатам исследования о чистоте воздуха в вашем городе по состоянию хвои сосны.


3 комментария:

  1. Спасибо за интересные проектные задания!

    ОтветитьУдалить
  2. Евстратова Л.Ф.11:38

    Уважаемые коллеги! Участвуйте в обсуждении, нам важно ваше мнение!

    ОтветитьУдалить
  3. Евстратова Л.Ф.11:40

    По итогам совместной работы будут сформированы общие результаты, которыми можно будет воспользоваться для исследовательской работы, сравнив данные по разным городам России.

    ОтветитьУдалить