Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в сетевой лаборатории для старшеклассников по теме: «Оценка качества воздуха по состоянию хвои сосны и шишек в разных городах России»
Для этого вам необходимо определить участок в вашем городе с произрастанием хвои обыкновенной и с обучающимися 10-11 классов в ходе экскурсии провести исследования хвои сосны и данные занести на страницу нашего сообщества. По итогам совместной работы будут сформированы общие результаты, которыми можно будет воспользоваться для исследовательской работы, сравнив данные по разным городам России.
Цель исследования: Определить степень загрязнения воздуха в различных городах России по состоянию хвои сосны и шишек.
Задачи:
Задачи:
- Провести биоиндикационное исследование качества воздуха в различных городах России.
- Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о чистоте воздуха в городе.
Гипотеза: загрязнение атмосферы в разных городах отличается в зависимости от близости расположения промышленных предприятий и дорог.
Ход исследования.
1. Методика исследования для собранного заранее материала в виде хвои сосны и шишек.
а) Определение состояния хвои сосны обыкновенной.
В незагрязненных лесных экосистемах основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений, и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязненной атмосфере появляются повреждения, и снижается продолжительность жизни хвои сосны.
Методика определения влияния окружающего воздуха на хвою сосны состоит в следующем. На высоте своего роста собрать у каждого дерева (5 деревьев в каждой точке) суммарно 100 хвоинок (20 с каждого дерева). Хвоинки должны быть в возрасте 2 или 3 лет, т.е. надо брать образцы хвои с побегов второго или третьего года жизни – но для всех точек одинаково. Пробу с каждой точки надо поместить в отдельный пакет (лучше бумажный) и сразу подписать.
Анализ хвои проводят в лаборатории. Далее надо разложить по очереди хвоинки из каждой пробы, внимательно рассмотреть каждую и выявить степень повреждения хвои. Необходимо отмечать наличие хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов и по ним устанавливать класс повреждения.
Повреждения:
1. Хвоинки без пятен.
2. С небольшим числом мелких пятнышек.
3. С большим числом чёрных и жёлтых пятен, некоторые из них крупные, во всю ширину хвоинки.
Усыхание:
1. Нет сухих участков.
2. Усох кончик на 2-5 мм.
3. Усохла треть хвоинки.
4. Вся хвоинка жёлтая или более половины её длины сухая.
1. Нет сухих участков.
2. Усох кончик на 2-5 мм.
3. Усохла треть хвоинки.
4. Вся хвоинка жёлтая или более половины её длины сухая.
Хвоинки разделить по группам повреждения и по классам усыхания. Все данные занести в таблицу.
Изучение состояния хвои сосны в разных городах России.
Место, дата | Состояние хвои | Количество хвоинок | Доля (%) повреждённых хвоинок от общего количества |
1)Обследовано 2)Повреждения хвои: 1 класс 2 класс 3 класс 3)Усыхание хвои: 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс |
б) Провести тест помутнения по Гертелю для определения степени загрязнения воздуха.
Взять 10 хвоинок из собранных ранее образцов.
- Поместить их в ёмкость, залить кипяченой воды и кипятить в течение 5 минут.
- Перелить в прозрачную ёмкость и сравнить степень помутнения воды.
Степень помутнения воды должна быть пропорциональна количеству воска на хвое.
Данные занести в таблицу.
Место пробы и дата | Степень помутнения: 1. Прозрачный раствор 2. Небольшое помутнение 3. На поверхности капли похожие на жир или воск 4. Масляная плёнка |
Сделать общий вывод по результатам исследования о чистоте воздуха в вашем городе по состоянию хвои сосны.
Спасибо за интересные проектные задания!
ОтветитьУдалитьУважаемые коллеги! Участвуйте в обсуждении, нам важно ваше мнение!
ОтветитьУдалитьПо итогам совместной работы будут сформированы общие результаты, которыми можно будет воспользоваться для исследовательской работы, сравнив данные по разным городам России.
ОтветитьУдалить